Уважаемые родители (законные представители) и педагоги!
Данный раздел создан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения совершения в отношении несовершеннолетних противоправных действий, в том числе предусмотренных главой 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности), в целях исключения допущения возможного нахождения несовершеннолетних в ситуации, представляющей опасность их жизни и здоровью.
Просим Вас ознакомиться с содержанием статей 63 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и интересов детей возлагается на родителей (законных представителей); родители (законные представители) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители (законные представители) обязаны осуществлять контроль за время провождением несовершеннолетних в целях исключения допущения возможного нахождения детей в ситуации, представляющей опасность их жизни и здоровью, а также в целях предупреждения совершения противоправных действий, в том числе предусмотренных главой 18 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Родители (законные представители) должны знать о требованиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которой полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных действий.
Также предлагаем Вашему вниманию содержание следующих разделов:-
Права ребенка
Права ребёнка - это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону, это лица, не достигшие 18 лет).
Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей. Ребенок приходит в этот мир беспомощным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Как показывают психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании своих детей. Их беспокоят непослушания, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты в обучении...
Большинство родителей имеют недостаточную правовую и педагогическую компетентность.
По данным статистики по стране, с Конвенцией о правах ребенка знакомы лишь 1% опрошенных родителей. О существовании Семейного кодекса известно 58% родителей, но назвать свои права и обязанности смогли только 28%.
Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав. Только часть родителей понимают, что уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права.
Даже в обычной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства имеют место быть.
Задача современного ДОУ - не оставаться равнодушным и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка.
Итак, какими же правами обладает новорождённый гражданин и какие законы его права защищают:
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Права ребенка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году
Декларация принципов толерантности (терпимости) - Профилактика жестокости, психического и физического насилия
-
Виды насилий
Физическое насилие
Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.
Сексуальное насилие
Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).
Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.
Эмоциональное (психическое) насилие
Это самый сложно доказуемый вид жестокого обращения с детьми, но в то же время самый часто применяющихся в семьях. Особенно это касается ячеек общества с пониженным культурным уровнем. Психическое насилие может принимать следующие формы:
- - высказывание в адрес ребенка угроз (в том числе в виде шантажа — например, угроза причинения побоев в случае невыполнения требований родителей, непослушания, низкой успеваемости и пр.);
- - оскорбление, унижение достоинства (обзывательства, грубая критика и пр.);
- - демонстрация пренебрежения как к самому ребенку, так и к его нуждам и интересам (в том числе ограничение без объективной мотивации общения ребенка со сверстниками, отказ в обеспечении условий для развития и пр.).
Несмотря на кажущуюся незначительность последствий эмоционального насилия по сравнению с физическим или сексуальным, результатом психологического воздействия нередко становится формирование у ребенка патологических и прочих негативных черт характера, смещение системы ценностей, возникновение сложностей в социализации.
Психологическое насилие над детьми
Опасность жестокого обращения с детьми, выраженного в применении психологического насилия, нередко вызывает сомнения. Однако последствия его могут принимать глобальный и порой необратимый характер:
- - формирование у ребенка негативных жизненных установок;
- - задержка умственного, психического или речевого развития;
- - возникновение сложностей при адаптации в обществе и снижение коммуникативных навыков;
- - снижение способности к обучению;
- - утрата уважительного отношения к родителям;
- - патологические изменения психики, трудно поддающиеся коррекции.
Все это практически неизменно приводит к полной или частичной асоциализации, признаки которой все сильнее проявляются по мере взросления ребенка. Впоследствии попытки самоутвердиться нередко приводят к плачевным результатам — криминализации, алкоголизму, наркомании и пр.
Кроме того, ребенок, выросший в атмосфере непрерывного давления и насилия (это относится к любому его виду), воспринимает такую модель поведения родителей как норму и впоследствии реализовывает ее в собственной семье.
Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы
Горячая телефонная линия, занимающаяся защитой прав детей, есть в каждом более-менее крупном городе. Номер телефона при желании и необходимости всегда можно найти в Интернете. Однако проблема в том, что дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто воспитываются в неблагополучных семьях, претерпевающих перманентные финансовые трудности (то есть доступ к глобальной сети есть не у всех).
Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление
Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности - уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.
Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).
Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.
В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции - лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ (См. Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав?). Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.
Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей - этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.